Часто задаваемые вопросы о TYPO3

Действительно ли TYPO3 работает на сайтах Газпром, Мосгортранс, Мерседес Бенц, Philips? Как я могу это проверить?

Да, действительно TYPO3 работает на десятке сайтов ОАО «Газпром» и его дочерних компаний, на официальном сайте Мосгортранс (ссылка), на одном из порталов ДамлерКрайслер (ссылка) и на сайте Philips Dictation (ссылка), а также на сайтах многих других известных брендов. Проверить это можно, посмотрев HTML код страниц этих сайтов. В начале HTML кода расположен комментарий:

This website is brought to you by Typo3 - get.content.right
Typo3 is a free open source Content Management Framework created by Kasper Skaarhoej and licensed under GNU/GPL. 
Information and contribution at www.typo3.com

TYPO3 — это ваша разработка? Написано, что она бесплатная, где ее можно скачать?

TYPO3 — это инструмент нескольких десятков европейских веб-студий. Они финансируют развитие ядра и ключевых модулей системы. Разработку TYPO3 организует «TYPO3 Ассоциация». Скачать TYPO3 можно по адресу typo3.org/download/. Нужно отметить, что TYPO3 является внедряемой системой — конструктором, с использованием которого специалист делает сайт. Сразу после установки вам будет доступен только административный интерфейс, все остальное создается специалистом в ходе разработки сайта.

TYPO3 распространяется бесплатно.
На чем же тогда разработчики зарабатывают деньги?

TYPO3 относится к свободному программному обеспечению, так же как Linux, Apache, PHP, MySQL и еще тысячи программных продуктов. Свободное ПО — это вполне жизнеспособная бизнес модель. Основные источники финансирования разработки TYPO3:

  • прямое финансирование заказчиками нужной функциональности (таким образом 3ds.com финансировало разработку шаблонизатора TemplaVoila, а ассоциация немецких университетов — развитие визуального редактора rtehtmlarea);
  • финансирование разработки веб-студиями (этот вариант работает, когда 2-5 студиям требуется определенный типовой функционал);
  • финансирование веб-студиями и заказчиками мероприятий по коллективной разработке, типа TYPO3 User eXperience Week 2009;
  • финансирование разработки TYPO3 Ассоциацией за счет членских взносов.

Нужно отметить, что бюджет многих крупных корпоративных сайтов, разрабатываемых на TYPO3, исчисляется десятками тысяч евро. И некоторые западные TYPO3-студии тратят значительные суммы на развитие своего основного инструмента.

Из каких соображений корпоративные заказчики выбирают TYPO3?
  • TYPO3 сейчас используется на большом числе корпоративных сайтов, включая сайты известных компаний, некоммерческих организаций и государственных структур. Можно найти примеры использования TYPO3 в любой отрасли. Как правило, это является одним из самых сильных аргументов.
     
  • IT-специалисты высоко оценивают техническую сторону TYPO3, одного из лидирующих Open Source продуктов на рынке. TYPO3 имеет продуманную архитектуру, логичную концепцию административного интерфейса, широкий набор возможностей и более 6 000 расширений, доступных для загрузки из репозитория.
     
  • Система является дружественной для пользователя (редактора сайта). Любой средний пользователь компьютера может быстро изучить и эффективно использовать TYPO3.
     
  • Безопасность инвестиций. Выбирая TYPO3 в качестве системы для корпоративного сайта, заказчик не привязывается к одному программисту, одной единственной веб-студии или одной, пусть крупной, компании-разработчику.
     
  • TYPO3 является системой с открытым исходным кодом и массовой системой. Несколько сотен тысяч действующих сайтов и более 1 600 веб-студий работают с TYPO3, а это значит, развитие системы будет продолжаться. Копирайт и юридические вопросы обеспечивает «TYPO3 Ассоциация».
     
  • TYPO3 распространяется с полным исходным кодом и качественной документацией. При необходимости можно вносить изменения в исходный код.
     
  • Не нужно платить за лицензию — TYPO3 относится к свободному ПО и распространяется по лицензии GPL. Вы платите только за услуги по разработке сайта и, если требуется, за поддержку. Отсутствие лицензионных выплат может дать заметную экономию в том случае, если требуется создать систему из нескольких сайтов.
     
  • TYPO3 предъявляет умеренные требования к серверному оборудованию и программному обеспечению. Использует PHP и MySQL, с версии 4.0 обеспечивается поддержка Oracle и PostgresSQL. TYPO3 может работать на виртуальном Linux (Unix) хостинге стандартной конфигурации и на Windows-хостинге. В большинстве случаев для корпоративного сайта с посещаемостью в несколько сот посетителей в день будет достаточно аккаунта стоимостью от 600 рублей в месяц на виртуальном хостинге или VPS/VDS стоимостью от 900 рублей в месяц.
Какие преимущества имеет TYPO3 по сравнению с широко рекламируемыми коммерческими системами?

Прежде всего, TYPO3 — это в полном смысле слова CMF (Content Management Framework), по-русски — каркас для управления контентом, имеющий очень удачную концепцию и архитектуру.

Если вам нужно сделать большой, возможно, многоязычный, корпоративный сайт типа www.3ds.com, www.parallels.com или www.tue.nl, которым будет управлять команда редакторов, то TYPO3 может оказаться не просто лучше и удобнее, а еще и в разы эффективнее как при разработке, так и при редактировании сайта, чем любая из широко рекламируемых коммерческих систем. Дело в том, что TYPO3 создавалась именно для таких проектов, а крупные компании, университеты и различные организации, заказчики таких сайтов финансировали создание необходимого им функционала. 

Ситуация с известными на нашем рынке коммерческими CMS совершенно другая. Все они изначально ориентировались на нижний ценовой сегмент, на дешевые типовые сайты, стандартные интернет-магазины и на программистов низкой и средней квалификации. Иначе просто невозможно обеспечить массовые продажи системы. То есть, планка изначально стояла низко. Конечно, разработчики этих систем сейчас стараются поднять планку выше, но архитектуру и концепции систем менять довольно сложно, гораздо сложнее, чем менять дизайн, отдельные интерфейсные элементы или наращивать функционал «вширь». В итоге разработчики идут по пути косметических изменений, создания Web 2.0 функционала, специальных отраслевых редакций системы и т. п., при этом не затрагивая основу.

Кроме того, находясь под жестким конкурентным давлением, разработчики этих коммерческих систем обязаны были быстрее выпускать продукт на рынок, быстрее набирать клиентскую базу и быстрее формировать партнерскую сеть из веб-студий. В этом еще одна причина упрощенной архитектуры этих систем, а иногда и откровенной кустарщины в проектировании и реализации.

Типичная массовая коммерческая CMS — это прежде всего маркетинг, реклама и заинтересованная сеть партнеров. Дело даже не в том, что каждый из партнеров получает скидку в 30-60% от стоимости проданных им копий системы. Для московских веб-студий среднего ценового диапазона эти суммы сравнительно невелики. Дело в том, что партнер не меньше самих разработчиков заинтересован в надувании имиджевого пузыря, поскольку он строит свои продажи, в той или иной мере опираясь на созданный разработчиком имидж CMS. В результате получить информацию о реальных достоинствах и недостатках этих систем довольно трудно.

Агрессивные рекламные тексты на официальных сайтах этих коммерческих систем, сообщения в форумах и блогах, выступления менеджеров на семинарах часто напоминают рекламу гербалайфа. Система подходящая «для всего», самая лучшая и удобная, во всем опережающая конкурентов и не имеющая недостатков... При ближайшем же рассмотрении, выясняется, что гербалайф, возможно, и хороший продукт, но уж точно не единственный на рынке, и не всем подходящий, да и недостатков у него навалом.

Подробное сравнение функционала, особенностей внедрения и эксплуатации систем управления контентом, их достоинств и недостатков — это большая работа, которую на нашем рынке пока никто не взялся выполнить. Простые таблицы сравнения функционала не в счет — они только запутывают, не раскрывая реальных особенностей систем. Аналога регулярным отчетам Real Story Group в России нет, а распространенные на нашем рынке системы в этот отчет, ориентированный на США и Европу, не включены.

Если у вас есть вопросы о возможностях использования TYPO3 в вашем проекте, будет ли она лучше при решении ваших задач — свяжитесь с нами, и мы ответим на вопросы. Если TYPO3 явно не подходит к проекту или есть готовое полностью подходящее коммерческое решение — мы не будет скрывать от вас эту информацию :-)